Дизайн
Интерьеров

Паркет

3000 лет полы собирают из различных пород древесины. В России деревянные полы стали элементом оформления помещения только после средних веков, и они проектировались и изготовлялись вместе с потолками и стенами. В XV веке для настилки деревянных полов использовались преимущественно массивные доски из мягких пород дерева, таких как ель, сосна, пихта. Редкие декоративные полы встречались только во дворцах и замках.

Само слово паркет происходит от французского "PARQUET", оттуда же пришла мода на фанерованный паркет для оформления помещений, а щитовые и мозаичные паркеты в замках времен барокко и рококо кажутся наивысшим творческим достижением в этой области.


Укладка дворцового паркета "Версаль"
В общественных зданиях древней Руси полы бывали деревянные, из гладких керамических поливных плиток и мозаичные, но самое большое распространение в России получил деревянный пол из досок, "деревянных кирпичей" и художественный щитовой паркет. Деревянный пол обладает большими преимуществами: сохранением тепла, упругостью, легкостью обработки и дешевизной. С древнейших времен был известен пол из расколотых по длине бревен, причем иногда, особенно на юге, половые доски настилались непосредственно по глинобитному полу, но чаще они прикреплялись к балкам деревянными гвоздями.
Начиная с XVI века полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол или мост назывался "косящатым".

В начале и середине XVIII века укладка паркета осуществлялась в стиле русского барокко. В паркетных работах наряду с местными отечественными породами: березой, орехом, сосной, лиственницей, кленом, дубом, буком, грабом, ясенем, вязом, грушей, яблоней, ольхой, можжевельником, карагачом и кизилем стали все более и более применять редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев, причем среди них были также бразильские породы: якандра (вид палисандра), жикитба (шелковица), цебра, чефраз и другие. Из дорогих пород следует отметить черное эбеновое дерево (называемое заморской черной березой), фиолетовое - палисандр, розовое - амарант, желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, карагач атласное, или сатиновое дерево, пальмогут, оливковое, железное, фернебуковое, тисс, чинару, белый и красный кипарис, тую, литьтерн, красный магон, самшит, и разные сорта бразильского сахандра. Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетных полов.

Фабричные паркеты получили наибольшее распространение во второй половине XIX века. В 70-х годах XIX века в Петербурге было три фабрики, изготовлявшие штучный паркет: "Машинная фабрика, основанная в 1866 году" Беляева, "Паркетная фабрика", существовавшая с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена. Кроме того, в архитектурном листке за 1877 год публиковалось объявление о продаже паркета машинной фабрикой Симлер. В Москве в XIX веке было восемь паркетных фабрик. В начал XX века было организованно пять фабрик в Москве , две фабрики в Новгородской им две Петербургской губерниях .Наконец, следует отметить, что по данным справочного издания "Фабрично-заводские предприятия Российской Империи" в 1914 году паркет в России изготовляли на 85 предприятиях.

Русский паркет XVIII и XIX веков является ценнейшим вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Нигде в мире не было таких разнообразных и высоко художественных паркетов, как в России. Культура рисунка и производства паркета, проектировавшегося архитекторами, была доведена до непревзойденного совершенства.

Технологии укладки паркета все время совершенствуются. Появляются новые материалы: паркетные клеи, лаки, машины и оборудование для циклевки, шлифовки паркета. Наряду с традиционными паркетными полами все большее распространение получают ламинированные полы, ламинированный паркет.


Искусство GelMan 2010 © FinS.ru